Рассматривая еду как одно из жизненных благ, русский человек никогда не был чревоугодником, хотя в Домострое XVI века и перечислено более 135 рецептов разного рода кушаний (казалось бы, не еда, а целая прорва вселенского объедения!), все эти кушанья, не служили поводом для обжорства.
Если в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» четко просматривается вариант средневекового мышления («блюдо уже готово, и его нужно съесть»), то ничего подобного не встретишь в Домострое. Его автор делает детальные «записи на весь предстоящий год, и что именно подавать к столу» в зависимости от православных служб, справедливо усматривая в этом некий нравственный ритуал.
Здесь кулинария как бы одухотворена духовными христианскими обычаями, особенно если это касается постов и монастырских трапез. Однако имея необозримый арсенал питания, наши предки постоянно придерживались аскетического воздержания в еде. О каком воздержании можно говорить, если в обычном городском праздничном обеде в «мясоед» значилось 12 блюд: пирог круглый с бараньей грудинкой; голова телячья; студень; щи с мясом и т.п.
Не менее значимую кулинарную фантазию обнаруживаем и при подаче обеденных блюд в пост: грибы с хреном, судак с квасом, похлебка картофельная, лапша с грибами и т.д. Разумеется, здесь обозначен лишь набор кушаний, подаваемых в таких случаях (мясоед или пост), ибо совершенно нецелесообразно подавать одновременно щи и похлебку из картофеля.
Для русского человека трапеза – это не просто физиологическое насыщение, а нечто более возвышенное – завершающий этап в сложном и многотрудном процессе выращивания зерна или овоща, его заготовки, переработки, хранения, приготовления блюда. Еще бы, все тяготы и заботы ложатся на «домовитого» человека-хозяина прежде чем на столе появятся разносортные яства.
Поэтому патриархальное представление о стряпании связано с экономией. Домострой не зря поясняет, как в традиционной форме разделывать туши домашних животных и рационально использовать не только мясо, но и такие, казалось бы, второсортные детали, как уши, губы, голеностопные части, пригодные для студня.
В русском патриархальном обществе, в соответствии с бытовыми и духовными традициями, в течение веков сформировались самобытные правила как приготовления кушаний, так и их употребления. Кроме того суть кулинарного искусства на Руси заключалась не в приготовлении изысканно-утонченных блюд, служащих для услады плоти и насыщения ее, а в следовании христианским канонам питания.
Добавить комментарий